Пресс-служба

На Гайдаровском форуме - 2021 обсудили необходимость введения в России цифровой валюты

Print
14 Январь2021
На Гайдаровском форуме - 2021 обсудили необходимость введения в России цифровой валюты

Является ли введение национальных цифровых валют всемирным трендом, которому России необходимо следовать? Какие риски несет это нововведение? Вытеснит ли цифровой рубль уже находящиеся в обращении наличные и безналичные деньги? В первый день работы Гайдаровского форума – 2021 состоялась дискуссия «Нужен ли России цифровой рубль?», посвященная актуальности введения цифровой валюты в нашей стране и в мире.

Участниками дискуссии стали заместитель председателя Центрального банка РФ Алексей Заботкин, председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, глава представительства Mastercard в России Алексей Малиновский и директор по научной работе Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Дробышевский, выступивший модератором дискуссии.

Тема внедрения национальной цифровой валюты обсуждается во многих странах мира, в некоторых из них уже сообщили о запуске пилотных проектов. В октябре 2020 года Центральный банк РФ также представил общественности доклад, отражающий концепцию возможного введения цифрового рубля и рассказывающий о механизмах внедрения такой валюты, принципе эмиссии, возможных рисках. В течение последующих месяцев тема обсуждалась всеми заинтересованными сторонами, в том числе свои опасения высказывали банки, однако, как подчеркнули участники дискуссии, речь шла лишь о технической стороне реализации проекта. В целом же необходимость введения цифрового рубля под сомнение не ставилась.

По словам Заботкина, в конце 2020 года Центральный банк получил обратную связь от профессионального сообщества на свой доклад по цифровому рублю в виде множества докладов и предложений и к концу первого квартала 2021 года планирует опубликовать итоги обсуждения.

«Отрадно отметить, что в целом доклад был встречен с большим интересом. На самом деле мы получили достаточно широкий спектр критических замечаний, в первую очередь со стороны банковского сектора, но ни в одном из комментариев не было высказано мнение о том, что цифровой рубль не нужен», – рассказал эксперт. Он добавил, что участники рынка ждут от Центробанка создания надежной и устойчивой к киберрискам системы цифрового рубля.

Зампред Центрального банка РФ также высказал мнение, что регулятору по силам контролировать влияние цифрового рубля на макроуровне и выдерживать заданный уровень инфляции.

«Мы исходим из того, что нашими средствами – средствами управления ликвидности, средствами денежно-кредитной политики – мы сможем в полной мере компенсировать влияние цифрового рубля на макроуровне как на финансовую систему, так и на трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики, и, соответственно, обеспечить выполнение цели – 4% по инфляции даже после введения этой новой формы денег», – сказал он.

Заботкин обратил внимание на то, что в случае введения цифрового рубля произойдет перераспределение ликвидности между теперь уже тремя формами денег. «Это, безусловно, окажет влияние на баланс ликвидности банковского сектора, поэтому внедрение цифрового рубля, когда и если это решение будет окончательно принято, будет происходить постепенно, с тем, чтобы банковская система имела возможность адаптироваться», – сказал Заботкин.

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку также назвал цифровой рубль вызовом для банков, признав при этом, что за подобным типом валюты будущее.

«Конечно, это и вызов для кредитных организаций, потому что часть безналичных средств будет перетекать в цифровые рубли. Это как раз будет задача Центрального банка – взаимодействовать с кредитными организациями, чтобы насытить ликвидностью кредитные организации для решения их задач», – сказал он.

Алексей Малиновский, согласившись с тем, что вопрос ликвидности банков является одним из важнейших при введении цифровой валюты, добавил, что не менее важными является интегрирование новой формы валюты в уже имеющиеся формы функционирования денег и действующую инфраструктуру.

«Очень важные вопросы – вопросы ликвидности и вопросы экономической эффективности. Например, вопросы использования той инфраструктуры приема платежей, которая на данные момент уже развернута и работает. И если цифровая валюта, цифровой рубль, в частности, будет правильно интегрирован в ту инфраструктуру, которая используется на данный момент, и будет тот самый «бесшовный» опыт, конвергенция всех доступных способов оплаты. Наверное, это и есть самая правильная комбинация для рынка», – сказал представитель в России компании Mastercard, которая является партнером Гайдаровского форума.

Он также добавил, что с точки зрения Mastercard как представителя отрасли, которой коснется появление цифровых валют, новая форма денег в любом случае является шагом вперед, который дает новые возможности.

«Мы считаем, что это достаточно важное и интересное развитие – и технологическое, и концептуальное. И если говорить про компанию Mastercard, конечно же, мы не можем стоять в стороне от темы цифрового рубля. Здесь мы хотим работать с любыми возможными механизмами, будь то переводы, платежи со счета на счет, из наличных в безналичные, из цифрового рубля при помощи традиционных карточных механизмов – как угодно. Это то, куда мы смотрим. Независимо от того, по каким рельсами идут деньги, мы готовы здесь предлагать самые простые, надежные, безопасные механизмы», - сказал Малиновский.

Представитель Mastercard добавил, что необходимо внимательно относиться к рискам и не делать поспешных шагов.

«Мне кажется, что здесь позиция Центрального банка очень взвешенная, и сейчас идет диалог с сообществом, с индустрией, за что мы признательны, мы в этом диалоге также участвуем. Нужно совершенно точно понимать, как двигаться вперед, как двигаться вместе, и без активного участия того же банковского сообщества никакие шаги делать нельзя. Просто потому, что сейчас те успехи, которые есть в России, по развитию безналичных платежей, – это очень большие цифры в мировом масштабе, и, конечно же, это все возникло не на пустом месте. Мне кажется, продолжение этого сбалансированного подхода очень важно», – сказал глава компании.

Зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин, в свою очередь, подчеркнул, что цифровая валюта не является заменой наличным и безналичным деньгам, а дополнительной формой национальной валюты, которая и должна объединить свойства двух уже имеющихся форм. Он пояснил, что цифровой рубль будет отдельным токеном, как и купюра с индивидуальным номером, при этом он будет храниться в кошельке на балансе Центрального банка, и, таким образом, будет обязательством ЦБ, а не коммерческого банка. От безналичных денег цифровой рубль унаследует возможность дистанционных оперативных расчетов, при этом будет использоваться уже имеющаяся инфраструктура безналичных расчетов.

Представитель ЦБ добавил, что цифровой рубль также позволит контролировать целевое использование средств. «Данная форма денег позволит реализовать тот функционал, который невозможен в рамках двух существующих форм денег. В частности, в силу идентифицируемости отдельных цифровых рублей можно будет отстроить систему отслеживания платежей, которая позволит более точно и оперативно наблюдать целевое использование средств, например, в финансовой системе, в тех случаях, когда это необходимо», – сказал он.

Что касается популярности идеи цифровой валюты в целом в мире, то, как рассказал Алексей Малиновский, по информации Mastercard, порядка 80% всех центральных банков мира активно проводят исследования в области цифровых валют, около 40% уже активно проводят эксперименты: например, Швеция, Канада, Сингапур. По той же информации, около 10% центральных банков в ближайшие 1-3 года собираются выходить с пилотными проектами национальных валют в той или иной степени готовности.